«Свобода есть прежде всего право на неравенство.
Равенство есть прежде всего посягательство на свободу,
ограничение свободы».
Н. Бердяев
Размышляя о революции, демократии, и лозунге «свобода, равенство, братство» Н. Бердяев приходит к парадоксальному выводу о свободе, как праве на неравенство. Этот вывод легко можно соотнести с БДСМ – отношениями, и с присущими таким отношениям индивидуализмом и правом выбора.
Основной тезис, который мне хотелось бы обосновать и отстоять заключается в следующем: неравенство и неравноправие – основа и цель практически всех форм БДСМ – отношений, прямо вытекают из наиболее верного определения БДСМа, как отношений, основанных на передаче прав. В согласованном праве на неравенство проявляется индивидуализм и свобода людей, практикующих БДСМ.
Почему передача прав?
Как бы мы не пытались обосновать обратное, определение БДСМа, как отношений, основанных на передаче прав – наиболее точная формулировка. Среди критики данной формулы наиболее часто встречается следующее: определение получилось в результате попытки перевода с английского, а, следовательно, оторвано от жизни. Да, есть некая привлекательность, определение вполне себе для кого-то «дрочибельно», но смысла в нем нет, это как шуршащая обертка без содержания. В этой связи критика обычно завершается призывом «перестать дрочить на слова» и искоренить из русского самосознания иностранную заразу.
Давайте остановимся на критике и разберемся, где еще встречается похожие слова: передача права, возникновение прав и т.д. Похожие определения встречаются в гражданском законодательстве: «сделками признаются действия граждан …, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» (ст. 154 ГК РФ), «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).
В отличие от сделок, в договоре участвуют как минимум два лица, потому ограничимся определением договора. Итак, «договор - соглашение лиц об установлении прав». Конечно, «передача прав» и «установление» - семантически не одно и то же, тем не менее «передача права» вполне может быть частным случаем «установления права». Иными словами, установление права может произойти путем его передачи.
Причем здесь законодательство об установлении гражданских прав и БДСМ? Притом, что из гражданского права мы можем заимствовать определение договора, как наиболее верное и непротиворечивое. Зачем? Да просто потому, что специфика БДСМ – отношений заключается в том, что эти отношения не только нуждаются в договоре, но и не могут существовать без договора, условиям которого обе стороны следуют и которым определяется что именно, как, и насколько долго Верхний делает с нижним (в каком объеме нижний передал Верхнему права).
Понятно, что договор нужен, но почему именно «передача права»? Потому, что это формула наиболее точно отражает потребности Верхнего и нижнего в контексте подобных отношений. Для нижнего, зачастую бывает если не необходимым, то очень важным ощутить свое бесправие, для Верхнего, напротив – ощутить свою власть над нижним, которая может выражаться в праве ударить его, унизить, отдать приказ и т.п.
В этой связи, сама мысль о том, что я, как нижний, передал Верхнему права выглядит для меня … волнительной. «Дрочибельной» - презрительно поправят меня оппоненты, и я не буду этого отрицать. Более того, этот постыдный недуг, мы определим в подвиг. В конце концов, «мастурбировать – заниматься любовью с тем, кого ты действительно любишь», а, значит, если определение ко всему прочему, еще и «дрочибельно», то оно ух как хорошо и неискоренимо.
Итак, формула «передача прав» прекрасно отражает договорной характер БДСМ – отношений, потребности сторон, которые в подобные отношения вступают, а зачастую и цель отношений.
Что понимается, когда говорится о неравноправии?
Определив БДСМ - отношения, как отношения, основанные на передаче прав от нижнего к Верхнему, мы можем поговорить о неравноправии. Неравноправие в БДСМе: в чем оно заключается и в чем проявляется?
По всей видимости, неравноправие в БДСМе носит атрибутивный характер. Неравенство, которое существует между Верхним и нижним, не может быть абсолютным в силу права нижнего эти отношения прекратить.
Атрибутивность неравенства проявляется также в том, что нижний стремится к такого рода отношениям, подобная передача прав для него желанна, права, которые он передает, для него избыточны: устал он, бедолага, заковывать сам себя в наручники и хлестать сам себя плеткой. Напротив, права, которые принимает на себя Верхний, налагают на него ответственность за нижнего, причем эта ответственность, которая, по сути является для него обязанностью, может быть не менее желанна, чем право ударить нижнего. Все это и позволяет говорить о том, что неравноправие или неравенство между Верхним и нижним носит если не игровой, то уж точно не абсолютный, скорее, атрибутивный характер. Он Верхний, я нижний. У него стек, на мне ошейник. У него есть право меня ударить, за это я могу ему поскулить. Мы не равноправны и в этом весь смысл. Попробуйте вмешаться, к примеру, вручив мне стек, чтобы уравнять в правах с Верхним и будьте уверены: я передам его Верхнему, восстановив внутрипарную гармонию.
Говоря об атрибутивности равноправия, я намеренно не говорю о его фиктивности. Эти вопросы вторичны. Дело в том, что для того, чтобы признать отношения по-настоящему неравноправными, важнее не механизм прекращения этих отношений (одно только наличие права сказать «стоп» позволяет говорить об игре), а серьезность, с которой стороны воспринимают свой статус. К примеру, Мишель Уэльбек в «Возможности острова» пишет следующее: «для шахматиста, и для по-настоящему погруженного участника ролевой игры фиктивное игровое пространство — вещь во всех отношениях серьёзная, можно даже сказать, что для него ничего другого и не существует, по крайней мере на время игры». Более того, все мировые религии начинались с небольших групп, вовлеченных в фиктивное пространство, которое потом, с учетом изменившихся масштабов, становилось вполне себе реальным.
Итак, к созданному нами пусть фиктивному, пусть игровому пространству мы можем относиться очень серьезно, другого порядка для нас не существует, а значит, неравноправие присутствует фактически.
Всегда ли присутствует передача прав?
Важный вопрос, который нуждается в ответе: всегда ли присутствует передача прав? Передача прав присутствует в ДС и БД, но есть ли она в СМ?
На мой взгляд, в СМ безусловно присутствует передача права. Возьмем, к примеру, классический СМ – экшен: нижний дал разрешение себя выпороть. Присутствует ли здесь передача права? Безусловно. Ограничивается ли передача прав только этим? Нет. Обычно, если это не первая встреча, Верхний может решать как, чем и с какой силой пороть. Более того, для нижнего в этом заключается особый кайф (он не знает когда будет следующий удар, с какой силой и т.п.), для Верхнего, я полагаю тоже, на время экшена нижний в его власти, он решает, будет ли нижний скулить или заснет на лавке, ему передали соответствующие права. Для многих в этом смысл СМ-экшена: не только боль сама по себе, но и ее неотвратимость, непредсказуемость, ощущения беспомощности. Если каждое действие (смену девайса, силы удара, ритма) Верхний будет согласовывать (т.е. у него не будет права самому принимать решения), скорей всего, это будет не интересно обоим (потеряет смысл). Следовательно, без передачи прав СМ-экшен может потерять смысл. В этой связи легко находится место в БДСМе и черным мазам, и черным Садам тоже. Черная маза также передает права на время экшена.
Из всякого правила могут быть исключения. Возможен ли СМ экшен, как некое равноправное действо? Думаю, что пример такого экшена описан у Чака Поланика в «Удушье», в 27 главе:
«В тот понедельник, у нее в спальне, она прижимается ко мне голая и говорит:
- Я хочу, чтобы ты меня ударил. - Она говорит: - Но не слишком сильно и не слишком слабо. Ударь меня, чтобы я кончила…
- Только не по лицу.
Я опускаю руку чуть ниже. И она говорит:
- И не в грудь, а то может развиться опухоль…
- Может быть, просто шлепнешь меня по заднице?
...
Гвен вздыхает и тычет вибратором мне в лицо.
- Используй меня! - говорит она. - Унизь меня, ты, идиот. Недоумок”.
Проявление неравенства
Мне могут возразить, что по Тематическому миру ходят полно пар, которые практикуют БДСМ, тем не менее, отношения у них равноправные. Отсюда, следует и концепция «равноправного БДСМа».
На мой взгляд, все очень просто, никакого «равноправного БДСМа не существует». Все становится на свои места, если мы будем разделять Тематические пары на пары, практикующие БДСМ и состоящие в постоянных БДСМ отношениях, и пары, практикующие БДСМ и вступающие в БДСМ отношения каждый раз заново передавая права, пусть и очень часто.
БД, ДС, СМ - практики или отношения?
Практика или отношения? Вполне может быть, что нет ничего нелепее подобной постановки вопроса, хотя бы потому, что практика и отношения - не антонимы и не исключают друг друга. Вполне вероятно также и то, что конструкция, при которой отношениями назван только ДС, а БД и СМ называются практиками, не выдерживает критики. И суть даже не в том, что сторонникам такой точки зрения надо срочно что-то делать с символом БДСМа, на котором БД, ДС и СМ равнозначны.
К примеру, давайте попробуем разобраться СМ - практика или полноценные отношения.
Чтобы ответить на вопрос, давайте поразмышляем, а секс - практика или отношения? Вполне вероятно, что для кого-то секс исключительно практика, при которой весьма схематично инструмент «а» вставляется в отверстие «б». Вместе с тем, к примеру, в уголовном производстве, в обвинительном заключении, т. е. документе начисто лишенном сентиментальной окраски, подобная практика может быть описана следующим образом: подсудимый «а» пришел на квартиру к «б», где вступил с ней в сексуальные отношения.
Для ответа на наш вопрос не имеет смысла пытаться дать безупречное определение отношениям, достаточно выделить характерные признаки отношений. В отношениях участвуют как минимум двое, между ними установлен визуальный, вербальный или тактильный контакт. Давайте проверим эти признаки на примерах. К примеру «визуальный контакт». Я еду в метро и стал подмигивать соседу, улыбаться ему, он – отвел взгляд, отношений не получилось. Он ответил тем же – у нас возникли отношения, которые могут называться флиртом. Тактильный контакт – того же соседа я грубо задел плечом и в результате пошел с незнакомым человеком на перрон эти отношения «выяснять».
Так что, сексуальная практика в чистом виде это мастурбация, но если при мастурбации присутствует второй участник, это уже отношения, хотя и практика тоже.
Вернемся к СМу. Между сексом и классическим флагеляционным экшеном много общего. Ожидание боли (разогрев) напоминают прелюдию, за которой следует нарастание боли и пик болевых ощущений (кульминация), ну и, наконец, фаза «все закончилось, как хорошо-то было». Иными словами, какими бы наичернейшими не были мазохист и Садист, они вступают в отношения, основанные на передаче прав.
Итак, БД, СМ и ДС – безусловно отношения. При этом, СМ и БД – отношения вполне себе самодостаточные, необходимым условием их существования ДС не является.
Вместо заключения
У Эко в «Открытом произведении» есть глубокой глубины мысль о том, что процесс исследований прекращается, когда исследователь принимает решение, которое кристаллизируется в форму, навязывающую (проецирующую) саму себя. В этом смысле все навязано до нас и классическая конструкция БДСМа вполне устойчива к критике. Так что дело вовсе не в плохом переводе и в отсутствии ресурса, чтобы взрастить исконно русский БДСМ, а в том, что БД, СМ, ДС – полноценные отношения, основанные на передаче прав, отношения неравноправные. Возможно также, что это отношения будущего.
Согласно Ульбэку, современный человек находится в состоянии нарциссической борьбы, победителей в которой не будет. Следствием этой борьбы будет смерть любви и отношений, сама же борьба «продлится до тех пор, пока не исчезнут добровольные жертвы». В этой связи, Тематические пары с заранее определенными ролями менее подвержены этой борьбе, а значит, более конкурентоспособны.
В какой-то степени добровольное неравенство следует расценивать как эволюцию человеческих отношений. Как просто было бы жить в дивном новом мире, состоящем из Верхних и нижних. В мире по-настоящему свободном, потому что «свобода есть прежде всего право на неравенство».
тим, нижний Анжело Негри
© 2010