Все попытки изучения BDSM "со стороны" наталкиваются на малое знакомство с предметом и предвзятость исследователей, напуганных жупелом "ужасающих извращений". Таким образом, исследования истоков явления не отражают даже основных его принципов - и, кроме того, полны противоречий в использовании специальной терминологии. Я попытаюсь изложить здесь свой взгляд на причины возникновения BDSM, основанный на трудах серьёзных биологов и психологов, в котором буду придерживаться общепринятых на сегодняшний день в BDSM терминов.
Хотелось бы подчеркнуть, что дальше речь пойдёт исключительно об отношениях, в которых стороны придерживаются принципов добровольности, безопасности и здравомыслия. Более того, предполагается, что Вы, читающий эту статью, уже ознакомились с основными понятиями BDSM хотя бы по словарю, и при слове "садист" Вы уже не представляете себе ухмыляющегося Чикатило над свеженьким окровавленным трупом...
...Но даже люди, более или менее ориентирующиеся в практике BDSM-движения, не всегда понимают, в чём причины его возникновения. Клеймо "извращение" иногда довлеет не только над сознанием неграмотного обывателя, но и среди последователей движения. Именно им и посвящена данная статья.
1. Генетические корни MaleDom/femsub
Вступление об инстинктах
Человек приобрёл свой современный облик и стал по-настоящему разумным только 30-40 тыс. лет назад, и лишь около 5 тыс. лет длится историческая эпоха. Между тем, эволюция приматов начиналась где-то в третичном периоде, около 20-30 млн. лет назад, и именно тогда стали формироваться их видовые признаки: внешнее и внутреннее морфологическое строение и безусловные рефлексы, - т.е. инстинкты. Разумеется, современный человек, как существо разумное, стремится уменьшить роль инстинктов и заменить их разумом, но за столь короткие эволюционные промежутки времени инстинкты не могут исчезнуть - они формируются естественным отбором медленно и постепенно, как и морфологические признаки, и исчезают столь же медленно. Так что инстинкты не спрашивают, может ли человек без них обойтись. Они просто включаются, когда сочтут нужным. Нелогичная и необъяснимая с рассудочных позиций инстинктивная мотивация очень логична и объяснима в первобытной системе координат, и была целесообразна в первобытные времена. Однако в современной обстановке реализуемое инстинктами поведение не всегда адекватно.
Сексуальная притягательность мужчины определяется для женщины, наряду с различными рассудочными параметрами, в том числе и параметрами инстинктивными. Инстинкты, или безусловные рефлексы, гнездятся в подсознании, и рассудком человек их не осознаёт, - они же при этом управляют его сознанием через эмоции. "Любовь зла, полюбишь и козла" - прелестное описание встречающейся противоречивости рассудочных и инстинктивных (читай - эмоциональных) параметров сексуального отбора.
Нервные структуры, реализующие инстинкты, возникли в глубочайшей древности, рассуждать и что-то анализировать - для них непосильная задача. Они срабатывают при совпадении заложенного в инстинкт схематичного шаблона с некими внешними сигнальными признаками, которые могут случайно походить на реально требуемые. Однако, имея свободный и прямой доступ к эмоциональным центрам мозга, инстинкты способны вызвать ОЩУЩЕНИЕ своей правоты в чем угодно.
Немного о вожаках, иерархической структуре стада, и обычаях птиц.
Что же диктуют нам инстинкты?
Какой шаблон в них заложен?
...Зоологи утверждают, что любое животное стадо имеет среди самцов жёсткую иерархическую структуру. Самый главный самец, вожак стада, имеющий наивысший ранг в стаде, получил у них звание "альфы", стоящие на следующей ступени доминирования - "беты", и так далее по всему алфавиту вплоть до подвергающихся остракизму "омег", которые не только вынуждены всем подчиняться, но и лучших кусочков не получают, да и к пище подходят последними. Любопытно, что и с сексом у них та же картина: исследования, проведённые в стадах морских котиков, показали, что 1/6 всех самцов оплодотворяют 5/6 всех самок, остальные вынуждены делать вид, что не очень-то и надо... Причём подобное явление типично для всех стадных животных.
Однако, если с пищей всё довольно просто и понятно: отобрал альфа у омеги кусочек, кусочек же не возразит! - то самка - это всё-таки не кусочек пищи, могла бы и возразить, правда? Ан нет: исследования показали, что альфам вовсе не приходится заставлять самок, или каким-либо образом принуждать их к сексу. Наоборот, самки в животном мире стремятся быть оплодотворёнными именно ими, наиболее высокоранговыми самцами. Среди самок животных, живущих парами, особенно среди птиц, даже распространена привычка оплодотворяться до образования пары (семьи), а бывает, что и после - но от другого самца (причём нередко на виду у "законного мужа"). То есть пара образуется как бы для ведения хозяйства, а оплодотворение нередко происходит по вполне стадным законам.
Это явление имеет под собой глубокую основу, - с точки зрения естественного отбора самцу свойственно стремиться оставлять свои гены неразборчиво, наибольшему количеству самок, которые только подпустят к себе. На самок же ложится задача отбора и сохранения наилучших генов: в силу того, что их способность к деторождению ограничена, им приходится заботиться о "качестве поставок". Это происходит на неосознаваемом уровне - тем, что самке инстинктивно нравится именно тот, наиболее целесообразный с общебиологической точки зрения, производитель. Какой же производитель наиболее целесообразен с общебиологической точки зрения?
Наиболее сильный? Да, конечно: но вдруг он окажется глуп?
Наиболее умный? Верно: но вдруг ему потребуется сила?
Отбор "наилучшего" животными, не имеющими разума, должен бы производиться по какому-то очень простому и однозначному признаку, тяготение к которому закрепилось бы в инстинктах самок. Такой признак есть: это ранг самца в стадной иерархии. Уж если этот самец имеет высокий ранг в стаде - то, надо понимать, что сочетание его ума, силы и прочих качеств оптимально, и его гены стоят того, чтобы их сохранять...
Наконец-то о людях, которые тоже подвержены инстинктам.
Нелепо было бы загонять человека со всем многообразием его чувств, желаний и возможностей в жёсткие прокрустовы рамки слепого подчинения инстинктам. Конечно, человеческая любовь, человеческие взаимоотношения не определяются только инстинктами - прежде всего роль играют культурные ценности, уважение и доверие. Но влияние инстинктов человек отменить не в силах, и с этим приходится считаться. Вышеописанный механизм включения эмоциональной притягательности работает, причём у людей с сильно развитыми инстинктами иногда даже определяет поведение. И не было бы в этом ничего плохого, если бы не одно "но": инстинкт глуп.
Не зря ведь господствующее положение в природе занял человек - существо слабое, когтями и зубами не оснащённое, к борьбе не приспособленное. Только за счёт того, что инстинкты уже не определяют поведение человека целиком, а часто и вообще нисколько не определяют, - только за счёт использования разума человек стал властвовать над остальными живыми существами.
Однако инстинкты остались. И любовь и секс определяются ими всё ещё в немалой степени, как понятия, построенные прежде всего на эмоциях, а не на рассудке. Довольно часто - глупейшим с точки зрения рассудка образом - женщина совершенно не воспринимает как сексуального партнёра умного, культурного и воспитанного мужчину, чей визуальный ранг определяется ею как "омега". И наоборот: иной раз женщина сама удивляется, - ну что она нашла в этом тупом, грубом, грязном типе?! И, тем не менее, остаётся с ним надолго, если не навсегда, - если подсознательно он воспринимается ею как "альфа".
Тут необходимо добавить, что тупой инстинкт не всегда в состоянии оценить реальный ранг, он пользуется более простыми, визуальными признаками, в силу чего нередко ошибается. В общем случае визуальными признаками высокого ранга являются властные интонации, внутренняя уверенность в поведении, открытый взгляд (под которым особи с более низким рангом инстинктивно опускают взгляд - генетическая особенность приматов). Но иногда за свидетельство высокого ранга инстинкт может принять элементарное пренебрежение к установленным общественным нормам, наглость и эгоизм; и наоборот - мягкость, свидетельствующая о высокой культуре, может быть истолкована как признак низкого ранга.
Как это всё отражается в D/s
С естественнонаучной точки зрения, неформализованные отношения MaleDom/femsub являются очень распространёнными, чуть ли не предопределёнными среди людей с высоким уровнем подчинённости инстинктам. Формализация же отношений, т.е. вступление в тематические отношения D/s, только усиливает влияние инстинкта: мужчина-Dom не обязательно обладает высоким реальным ранговым потенциалом, но уж визуальный ранговый потенциал у него по большей части всегда на высоте, ведь это входит в условия игры. И женщина с сильным влиянием инстинктов эмоционально реагирует на такого мужчину даже в том случае, если рассудочно не считает его подходящим партнёром. Правда, оговоримся, что для этого существенно необходимо, чтобы инстинкт женщины определял визуальный ранг партнёра как более высокий, чем у самой женщины. И тут опять велико влияние тематических D/s отношений: ритуалы, в них входящие, направлены, наряду с повышением ранга Дома, также и на понижение визуального ранга саба. Этим, собственно, и объясняется иногда отмечаемая более высокая устойчивость D/s-союзов по сравнению со среднестатистическими.
2. Физиологические корни SМ
Биохимические процессы в организме.
Наряду с адреналином, заставляющим сердце биться быстрее, в моменты воздействия стрессовых факторов в организм человекообразных производится выброс эндорфинов, иначе называемых "гормонами счастья".
Механизм действия эндорфинов сходен с механизмом действия наркотиков: они блокируют опиатные рецепторы нейронов головного мозга, которые отвечают за ощущения боли, голода, жажды и пр. Таким образом, человек, находящийся под воздействием эндорфинов, некоторые неприятные воздействия ощутить не может в принципе - поскольку блокированы соответствующие рецепторы нервных клеток.
Эндорфины - это "собственный опий" организма, гормоны с анальгезирующим действием, подобные морфину и другим наркотическим препаратам. Наиболее высокая связывающая способность была обнаружена в нервных окончаниях среднего мозга и таламуса, проводящих болевые сигналы, и в миндалевидном теле, которое участвует в формировании ощущения хорошего самочувствия. Первыми из эндорфинов были исследованы и описаны энкефалины. Так же, как опиаты, энкефалины тормозят нейрональную активность путем снижения проводимости для ионов Na+ оказывая прямое влияние на натриевые каналы. Особый интерес к этим соединениям связан с надеждой найти анальгетики, к которым не возникает привыкания.
Разумеется, "эндорфиново-адреналиновая атака" не может произойти мгновенно, - в среднем требуется около 20 минут, чтобы выделившиеся эндорфины достигли нервных окончаний, и те оказались блокированы. В течение этого времени дыхание становится глубже, сердцебиение чаще, и наступает состояние психологического возбуждения на фоне уменьшения чувствительности к боли и вообще негативным воздействиям. Начинают действовать "гормоны счастья".
Именно они, эти гормоны, определяют удовольствие от спортивных состязаний, азарта погони и упоения схваткой. Некоторыми исследователями отмечается, что, например, привычка к тренировкам с высокими нагрузками в тренажёрных залах нередко вызывает зависимость, сравнимую с наркотической. Принципиальным отличием является лишь то, что эндорфины - это продукт естественной внутренней жизнедеятельности организма, а значит, "ломки" (которые, по отзывам многих спортсменов, действительно имеют место в случае резкого прекращения тренировок) имеют исключительно психологическую природу.
Физиологические предпосылки мазохизма.
Именно этот биохимический механизм является физиологической основой мазохизма. Можно сказать, что мазохизм - род наркомании, однако наименее вредоносный. В нашей цивилизации, ориентированной на удобство и комфорт (а возраст нашей цивилизации ничтожен по сравнению с возрастом образования этого механизма), человек редко испытывает влияние стрессовых факторов, сопряжённых с большими физическими нагрузками и болью. В то же время механизм, вызывающий удовольствие, сравнимое с наркотическим, от воздействия такого рода стрессов, по-прежнему действует, и будет действовать ещё долго: изменения биохимии организма - процесс, длительность которого измеряется миллионами лет.
Альпинист, испытывающий небывалый восторг, поднявшись на недоступный пик; парашютист, шагнувший в бездну из самолёта, и защищённый всего лишь слабым куполом парашюта; культурист, раз за разом поднимающий всё более тяжёлый вес, - все они в пиковые моменты своей деятельности защищены эндорфинами.
Аналогичный механизм защиты и удовольствия действует и в мазохизме. После того, как болевые воздействия прекращены (а часто и во время того - если длительность воздействия превышает 20 минут) вступает в действие опьянение эндорфинами, вызывающее тот самый необъяснимый восторг, счастье, эйфорию - в общем, все те сильные чувства, ради которых, собственно, и проводится садомазохистский сеанс. Можно сказать, что генетически почти все люди в той или иной степени мазохисты, - точно так же, как почти все люди в той или иной степени обладают музыкальным слухом. Вопрос только - в какой именно степени? "Абсолютный" мазохизм, врождённый, в котором нет ничего от воспитания, встречается так же редко, как и абсолютный музыкальный слух. Но иметь музыкальный слух - это престижно, музыке стараются учить с пелёнок, - и, тем не менее, много ли музыкантов в процентном отношении к обычным людям? Понятно, что людей, лелеющих свои мазохистские наклонности, будет в процентном отношении ещё меньше, - однако задатки садомазохизма есть практически у всех. Так говорит биохимия.
3. Психологические корни BDSM
Основной психологический конфликт личности.
Вслед за Фрейдом психологи всего мира считают, что один из самых основополагающих внутренних конфликтов человека берёт своё начало в младенческом возрасте. Впрочем, для того, чтобы это сообразить, нет необходимости быть психологом: представьте себе ужас только что родившегося маленького беспомощного существа! Даже в наиболее благоприятном случае из тепла и защищённости полного слияния с матерью ребёнок всё равно попадает во враждебный мир, где приходится дышать самостоятельно, где для получения еды нужно прилагать какие-то усилия, и где воздух постоянно сушит кожу в кошмарном разбросе температур от 23 до 25 градусов Цельсия!
Немудрено, что как только этот маленький комочек осознаёт себя отдельным существом, тут же у него возникает желание стать не-отдельным. Если можно захотеть поднять руку - и она поднимется, то почему же нельзя захотеть, чтобы мама пришла - и она бы пришла? Почему для этого приходится кричать и плакать, и всё равно всё это результата вовсе не гарантирует: если услышит, то придёт, а если не услышит? Если в гости ушла? Папа или бабушка с резиновой соской в руках - это жалкая замена, убрать! Вернуть маму! - А мамы нет...
В современной психологии Фрейд в этом отношении проделал работу первооткрывателя. Его исходное предположение заключалось в том, что основной конфликт - это конфликт между нашими инстинктивными влечениями, с одной стороны, и налагающим запреты окружением - с другой. Ребёнок вынужден приспосабливаться к окружению. Искать замену тому ощущению общности с матерью и со всем окружающим миром, к которому он стремится: вместо безусловного "хочу, чтобы мама подчинялась мне, как моя рука" довольствоваться тем, что мама возьмёт на руки и приласкает. Вместо категоричного "хочу, чтобы температура воздуха снаружи была всегда подходящей" довольствоваться тем, что его одевают соответственно сезону.
Конечно, ребёнок младенческого возраста вряд ли мыслит именно так, - однако всем родителям знаком детский гнев на стул, оказавшийся на пути, или на другие проявления автономии внешнего мира. Ребёнок стремится к слиянию с миром - но всё больше вынужден осознавать свою отдельность. К сожалению, современная культура, основанная на принципах индивидуального соперничества, этот конфликт только углубляет. В более старшем возрасте, стремясь к дружбе и взаимопониманию с другими людьми, ребёнок вновь понимает, что абсолютное слияние - невозможно. Тот же самый Вовка, лучший друг, с которым делились последней карамелькой, вдруг начинает абсурдно радоваться из-за того, что сам пробежал стометровку быстрее, - хотя лучший друг должен бы печалиться, что ты был только вторым...
Что уж говорить о взрослых! В современной цивилизации превосходство одного почти автоматически означает неудачу для другого. Соперничеством (и потенциальной враждебностью, которая ему сопутствует) проникнуты все человеческие отношения. Соперничество присутствует в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, и крайне ухудшает возможности прочной дружбы. Оно же нарушает отношения между мужчинами и женщинами - даже выбор партнёра оборачивается борьбой с ним за превосходство. Это приводит к тому, что человек в психологическом плане чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он всё же изолирован. Такую изоляцию трудно выносить любому человеку, однако она становится бедствием, когда совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счёт. Такая ситуация уже характеризуется как невроз. Но даже нормальный во всех отношениях человек всегда стоит перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности их достижения - с другой.
Комплекс неполноценности.
Альфред Адлер, ученик и постоянный оппонент Фрейда, ввёл в обращение термин "комплекс неполноценности" для описания отголосков того чувства, которое охватывает ребёнка при столкновении с миром взрослых. В возрасте 1,5-2 лет, когда ребёнок учится сравнивать, он начинает понимать не только то, что стулья его не слушаются - но и то, что есть люди, которых они "слушаются". Эти люди - почти боги! - взрослые. Взрослые умеют всё. Любой из них с лёгкостью передвигает стул, который малышу приходится обползать в течение получаса. По сравнению с взрослыми ребёнок явно неполноценен - и он начинает с досадой это понимать.
Таким образом, в строгом психологическом смысле, абсолютно все люди несут в себе чувство неполноценности, - просто уже по одному тому, что все когда-то были детьми. Но чувство неполноценности - неприятное чувство. С ним жить неуютно и хочется от него избавиться. Напрашивается вопрос: бывают ли люди, полностью избавившиеся от чувства неполноценности? Люди, всегда абсолютно уверенные в себе, никогда не испытывающие ни тени сомнений и чётко знающие, что они - лучше всех? Бывают. Такие люди называют себя Наполеонами и живут в неуютных комнатках с мягкими стенами... Их диагноз - паранойя и бред величия.
В норме же приглушению чувства неполноценности способствуют жизненный успех и признание других людей. Достижение успеха и признания - наиболее разумный и целесообразный путь борьбы с чувством неполноценности. Тут мы опять возвращаемся к проблеме любви и привязанности: люди, недополучившие в детстве любви, всю жизнь испытывают повышенный уровень тревожности по поводу своих способностей, называемый в психологии комплексом неполноценности. Это ещё не аномалия - но и приятной жизнь с сильным чувством неполноценности не назовёшь. С другой стороны, чувство неполноценности, если оно не слишком велико, - нормальное чувство. Оно не только свойственно обычным людям, но и приводит к таким полезным результатам, как самосовершенствование и личностный рост. Так что всё дело - в пропорциях.
О свободе личности.
Многое в BDSM базируется на принципах ограничения свободы: Bondage заключается в ограничении физической свободы, Discipline - в ограничении свободы поведения.
С точки зрения психологии представляется вполне оправданным, что BDSM получил особенное распространение в условиях демократии, сделавшей абсолютную свободу личности своим недостижимым идеалом. Свобода личности - палка о двух концах: свободен ли любящий по отношению к объекту своей любви? Само по себе слово "привязанность" уже подразумевает несвободу, а ведь и любовь, и привязанность, как уже показано в предыдущих главах, - чувства, к которым стремится каждый человек. То есть демократия с её иногда преувеличенным культом личной свободы затрудняет слияние человека с миром, с обществом, с другими людьми. В случае обострённого чувства неполноценности это приводит к душевным мукам, иногда - к неврозу.
Когда человек чувствует себя "свободным" в негативном смысле, т.е. одиноким и стоящим перед лицом чужого враждебного мира, тогда нет у него заботы мучительнее, чем отыскать того, кому можно было бы передать этот дар свободы. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы слиться, связать свою личность. Он не в состоянии больше быть свободным и самодостаточным, и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего "я", своей свободы.
Это является причиной обращения людей к религии: можно ли вообразить нечто более доминантное, более ограничивающее свободу, чем Бог? Бог всё видит, обо всём знает, контролирует любое побуждение верующего. При этом, конечно, и религия подразумевает некоторую свободу - но только в жёстких рамках, которые ею же самой и установлены. Любовь к Богу выступает заменителем нормальной человеческой любви.
Аналогичен механизм возникновения диктатур, и вообще авторитарных политических режимов. Индивид находит некоторую уверенность уже за счёт своего единства с миллионами других, разделяющих те же чувства. В этом случае замещением обычной человеческой привязанности становится любовь к "отцу народов" или фюреру.
Единство и борьба противоположностей: роль Темы в решении внутренних конфликтов.
Тематическое cтремление к подчинению и ограничению свободы, как и религия, и диктатура, есть следствие тревожности человека, связанной с чувством неполноценности.
Саб ищет подчинения той личности, которую он ощущает подавляюще сильной - Дому. Это ощущение может быть основано не только на действительной силе Дома, но и на убеждённости саба в собственной слабости и ничтожности. Именно так он пытается избавиться от присущего всем людям беспокойства: пока человек разрывается между стремлением быть сильным и независимым, и чувством собственной неполноценности и бессилия, - он находится в состоянии внутреннего конфликта. Но можно спастись от этого конфликта, если удастся обратить свою личность в ничто, и не осознавать себя больше самостоятельным индивидом. "Если меня связали, если мной управляют, - то я уже ни за что не отвечаю, за всё отвечает Дом" - приблизительно такие рассуждения снимают необходимость быть сильным и независимым. При этом, разумеется, исчезает и конфликт "необходимости быть сильным" с чувством слабости и неполноценности.
На первый взгляд кажется, что Дом в этой ситуации представляет собой личность гармоничную и самодостаточную. Но в общем случае и это не так. Вовсе не всегда Дом представляет собой гармоничную личность. Чаще он столь же сильно нуждается в своём объекте, как саб - в своём. В случае саба - "Я растворяюсь во внешней силе, и меня больше нет". В случае Дома - "Я разрастаюсь за счёт включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было". Стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается внутренними конфликтами, неспособностью выдержать одиночество своего внутреннего "я".
Это утверждение кажется чересчур сильным. В конце концов, всеобщее равенство - это недостижимая мечта коммунистов. Во многих видах человеческих отношений неравенство не только имеет место, но и является самой основой этих отношений. Например, отношения между профессором и студентом основаны на превосходстве первого над вторым, как и отношения Дома и саба. Но динамика власти в этих отношениях различна. Чем лучше студент учится, тем меньше разрыв между ним и профессором; иными словами, отношение "власть - подчинение" постепенно себя изживает, и это происходит стараниями самого профессора. Когда же власть служит единственной основой отношений, то со временем дистанция становится только больше и больше.
С точки зрения подчинённого ситуация тоже различна: в первом случае авторитет - это не только власть, но и пример, которым восхищаются, с которым хочется себя отождествить. Во втором случае, если роли постоянны, об отождествлении и речи быть не может. Тогда восхищение саба своим Домом выполняет скорее защитную функцию: в самом деле, если Дом так удивителен и прекрасен, то мне нечего стыдиться моего подчинённого положения. Я не могу с ним равняться, потому что он настолько умнее, сильнее, лучше меня...
В этом нет ничего плохого, если Дом действительно в чём-то превосходит саба. Проблема в том, что этот механизм срабатывает всегда, даже тогда, когда Дом саба ни в чём не превосходит. И тогда принятая роль начинает довлеть над человеком, и становится всё равно, кому подчиняться - лишь бы подчиняться.
4. BDSM - вариант нормы или психическое отклонение?
Термин "психическая норма" (или психическое здоровье) может быть определён двумя способами.
С точки зрения общества человека можно назвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль, отведённую ему в этом обществе. Более конкретно - если человек способен выполнять какую-то необходимую данному обществу работу и быть способным принимать участие в воспроизводстве общества - создавать семью, зачинать и воспитывать детей.
С точки зрения самого индивида его психическое здоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.
Если бы структура общества предлагала наилучшие возможности для счастья человека, то обе точки зрения должны были бы совпасть. Но нет в жизни совершенства... Поэтому человек устраивается как может, мирясь с одними внутренними конфликтами, изживая другие и поддаваясь третьим.
Пока тяжесть внутренних конфликтов человека, которые явились причиной его BDSM-заинтересованности, не мешает его социализации и не приводит к остановке личностного развития и ощущению несчастья, - до тех пор нет причин говорить о психических отклонениях. Внутренним конфликтам (с разной степенью тяжести) подвержены абсолютно все люди. Полное избавление от внутренних конфликтов может быть достигнуто только фронтальной лоботомией. Когда есть сознание - в нём есть и конфликты.
Если же внутренний конфликт делает человека перманентно несчастным, если он испытывает затруднения в исполнении своих социальных ролей, то ему лучше обратиться за врачебной помощью независимо от пребывания в Теме. В этом случае Тема, возможно, и является симптомом, но уж никак не причиной.
Источник
Обсудить статью.