Униженные и оскорблённые
БДСМ по-русски: образ жизни, субкультура или шайка извращенцев?
Для кого-то это четыре непонятных буквы, для кого-то — мир страсти, в который хочется окунуться, а для кого-то — что-то пугающее и запретное из серии «для извращенцев». В поисках истины «Частный корреспондент» погрузился в среду отечественных поклонников BDSM.
BDSM-отношения обычно связаны с сексуальной сферой жизни, но это не всегда так.
И, кстати говоря, не все, кто практикует секс в наручниках, являются представителями субкультуры BDSM. Американские психологи установили, что около 30% взрослого населения имеют фантазии об обмене властью в эротическом аспекте.
Исследования, проведённые журналом Cosmopolitan в 1997 году, показывают, что 43% американских гетеросексуальных пар думали или активно практикуют спанкинг (spanking) во время занятий сексом, 36% используют связывание, 9% — порку и 7% — урофилию. В Европе в среднем 25% взрослого населения имеют или имели фантазии, относящиеся к BDSM (по данным Intomart and NIPO 1994). Однако BDSM для них — пустой звук, а не самосознание и стиль жизни
Так что такое BDSM?
Аббревиатура BDSM расшифровывается как «связывание и дисциплина» (Bondage and Discipline) и/или «доминирование и подчинение» (Dominance and Submission). На сленге тех, кто практикует данный вид отношений, они называются тема, а всё, что не относится к BDSM, они называют ваниль.
Тема включают в себя подчинение, доминирование, садизм, мазохизм. Есть среди тематиков люди, которые одинаково хорошо чувствуют себя и в роли господина, и в роли раба. Их называют свитчи.
Однако было бы неверным считать, что BDSM — это только секс с элементами боли.
Я сторонник наказания детей. Порка полезна. Но вопрос — как её делать. Я не сторонник унижений и оскорбления, но я считаю, что порка должна быть по голому телу, раздевать лучше самим, чем заставлять раздеться, надо объяснять, за что и почему наказание. Ребёнок должен осознать причину порки. Пороть надо сильно, но не жестоко… Лучше много и долго, чем чересчур сильно и быстро. При порке нельзя торопиться, ребёнок должен прочувствовать наказание.
Русский народный BDSM
Некоторые представители этой субкультуры вообще не практикуют интимных отношений с партнёром: их может интересовать, например, только связывание или только порка. А кого-то интересует только психологическое доминирование/подчинение (например, ролевые игры «учитель — ученица», «полицейский — арестант», «медсестра — пациент»).
В BDSM различают два вида отношений по длительности и уровню воздействия. Самый распространённый вид — сессии, или, проще говоря, встречи: партнёры равноправны и практикуют обмен властью только в оговорённое время. Есть ещё lifestyle: к нему в основном стремятся новички, но на самом деле эта форма гораздо более сложная для воплощения в жизнь и требует высокого уровня доверия между партнёрами. Lifestyle в BDSM-отношениях — это, как правило, совместное проживание партнёров или даже брак, в котором один партнёр 24 часа в сутки подчиняется другому и выполняет все его желания и просьбы, в том числе бытовые.
От простого домашнего насилия и тирании тематические отношения отличаются абсолютной добровольностью обоих участников и наличием табу (или стоп-слов), нарушение которых влечёт за собой, как правило, полный разрыв отношений.
Сами по себе все формы отношений между людьми, которые присутствуют в BDSM, существовали задолго до появления термина. Однако в 1990-х годах они оформились в целое социальное явление. В России эта субкультура начала формироваться сразу после перестройки, когда в Советском Союзе официально появился секс.
Центральный сайт российского BDSM-сообщества появился в 2002 году. Интерес к теме начал возрастать за последние 10 лет. Сами участники BDSM-сообщества связывают увеличение интереса к этому явлению с модой на сексуальную раскрепощённость и использованием внешнего антуража BDSM в рекламе и кино.
Однако всплеск интереса к теме не радует российское BDSM-сообщество. На их официальном сайте написано следующее: «Мы не скрываемся и не утаиваем информацию о себе. Но мы не стремимся к расширению своих рядов, нам не нужна широкая реклама, а тем более — пропаганда».
В теме очень боятся «лишних» людей. В Москве и в других городах, где есть тематические клубы, регулярно проходят встречи участников сообщества BDSM, однако попасть на такую встречу-вечеринку нельзя без рекомендаций других членов сообщества или личного знакомства с организаторами.
BDSM-party — это экшен не для слабонервных: там можно увидеть полуголых женщин и мужчин, которых бьют кнутом прямо на сцене, людей в ошейниках и на поводке, женщин в латексных платьях… А ещё там можно познакомиться с людьми, которые в теме .
Один мой знакомый, посетив такую вечеринку, рассказывал, что после увиденного боялся стать импотентом. «Там не было ничего шокирующего или нетривиального, зато было много вульгарных доминирующих тёток шестидесятого размера в коротких латексных юбках и много гомосексуалистов» , — делился впечатлениями мой знакомый. После той вечеринки он потерял всякий интерес к BDSM. На картинке это выглядело красивее, чем в жизни.
Но о вкусах, как говорится, не спорят. Для некоторых представителей BDSM-тусовки, регулярно посещающих закрытые вечеринки, это единственная возможность реально, а не виртуально пообщаться с единомышленниками, обсудить теорию и практику и даже попрактиковаться в связывании. Впрочем, не все вечеринки проходят в таком формате: на некоторых любая демонстрация своих тематических наклонностей запрещена. На этих вечеринках люди просто общаются, и в основном на отвлечённые темы. На такие рекомендуется ходить новичкам и тем, кто хочет найти себе партнёра в теме. В среднем на BDSM-вечеринках собирается около ста человек, в большинстве своём это мужчины от 30 до 45 лет.
Вообще принято считать, что мужчин в теме намного больше, чем женщин, но это мнение ошибочно. Российское BDSM-сообщество проводило исследование, результаты которого показали, что мужчин и женщин в теме поровну, а вот количество тех, кто хочет подчиняться, почти в три раза превышает количество тех, кто хочет доминировать. Достаточно закономерно и то, что сабмиссивных (склонных к подчинению) женщин больше, чем мужчин. Иллюзия, что мужчин в теме намного больше, чем женщин, создаётся оттого, что они более активно ищут себе партнёрш на специализированных сайтах.
Также психологи, работающие с темой BDSM, отмечают, что женщины обычно сконцентрированы на одном конкретном партнёре, а мужчин больше интересует тема как таковая, а не конкретная партнёрша. Кроме того, столь большое количество объявлений от мужчин о поиске женщины, склонной к подчинению, следствие открытости тематических сайтов знакомств для всех, в том числе и ванильных людей.
«Многие мужчины, которые позиционируют себя как верхних (термин, обозначающий господина в BDSM), на самом деле не имеют никаких склонностей к доминированию, зато имеют большие проблемы с самооценкой и успехом у женщин, поэтому идут на сайт в надежде получить всё и сразу. Но нижние (термин, обозначающий рабыню на сленге) обычно при первой же встрече или даже по переписке распознают таких и не идут на контакт», — говорит один из основателей московского BDSM-сообщества.
Отличие BDSM (властных ролевых игр) от нежелательных социально опасных форм поведения определено «Диагностическим и статистическим руководством по умственным расстройствам», опубликованным Американской психиатрической ассоциацией в 1992 году:
«Выбор партнёрами формы отношений и своей роли в этих отношениях является добровольным. Такие отношения обычно основываются на глубоких личных эмоциях и должны быть безопасными, здравыми и добровольными, базируясь на взаимном уважении, доверии и (не всегда) любви. Кроме того, партнёры по BDSM-отношениям должны придерживаться определённого свода правил, известных как основные концепции обмена властью. Это обсуждение нужд, потребностей и эмоций друг друга и установление определённых эмоциональных и физических границ. Другими словами, BDSM-отношения являются ролевой игрой со свободным, добровольным участием, в отличие от любой другой ситуации, где один из партнёров не имеет права выбора либо вынужден играть какую-либо роль».
И всё же психиатры однозначно трактуют BDSM как девиацию (отклонение от нормы). Российское сообщество сетует на то, что большинство научных и медицинских статей на эту тему датировано прошлым веком (Крафт-Эбинг, Фрейд, Шренк-Нотцинг, Лакассань и Эйленбург), а современные психиатры пока ещё не дали их сексуальным пристрастиям однозначной оценки.
«Частный корреспондент» обратился к сексологу, автору множества книг о гендерных взаимоотношениях (в том числе недавно переизданной «Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России») профессору Игорю Кону:
Трушевский известен любовью к тому, что он называет «жёстким сексом». По словам его собственным и его приятелей, это дело совершенно добровольное. Однако то, как он сам описывает происходящее и как описывают события некоторые участницы, в сочетании с имеющимся у Трушевского в прошлом обвинением в изнасиловании, заставляет сомневаться в том, что девушки, с которыми Илья занимается «жёстким сексом», расценивают его как добровольный. Как минимум одна девушка описала, как Илья принуждал её к сексу, с применением физического насилия в ответ на её сопротивление.
Эстетика или диагноз?
«В психиатрии и сексологии подобные практики называют парафилиями, расстройствами сексуального предпочтения. Однако уже давно многие исследователи считают этот диагноз слишком общим, эти техники — связывание и дисциплину (Bondage and Discipline) и/или доминирование и подчинение (Dominance and Submission) — практикуют многие социально успешные и психически здоровые люди. После выхода книги знаменитого американского психиатра и психоаналитика Роберта Столлера ( Robert J. Stoller. Pain and Passion: A Psychoanalyst Explores the World of S & M. Plenum Press, 1991), который начал изучать садомазохизм в качества психиатра, но был вынужден превратиться в этнографа и пришёл к выводу, что никакой диагноз не в состоянии описать многообразие этого мира, сомнения на сей счёт появились и у психиатров.
До конца ХХ века исследований на тему BDSM не было, выборки не превышали 150—200 респондентов и были нерепрезентативными. Теперь картина начала меняться. В 2001—2002 годах в Австралии был проведён национально репрезентативной телефонный опрос (19 307 респондентов в возрасте от 16 до 59 лет), результаты которого опубликованы в официальном журнале Международного общества по сексуальной медицине. Выяснилось, что в течение предыдущего года разными формами BDSM занимались 1,8% всех сексуально активных людей (2,2% мужчин и 1,3% женщин). Эти практики сильнее распространены среди геев, лесбиянок и бисексуалов. Вовлечённые в них люди чаще других имели также опыт орального и/или анального секса, имели больше одного сексуального партнёра, а также чаще занимались телефонным сексом, посещали сексуальные интернет-сайты, смотрели порнографические фильмы или видео, пользовались сексуальными игрушками, имели опыт группового секса и т.п.
Авторы проверяли три главные гипотезы: 1) что участники BDSM в прошлом чаще других подвергались сексуальному принуждению; 2) что они психологически менее благополучны; 3) что они чаще испытывают сексуальные трудности, такие как отсутствие интереса к сексу, или трудности с переживанием оргазма.
Все три гипотезы не подтвердились. Общий вывод исследования: BDSM — просто сексуальный интерес или привлекательная для определённого меньшинства людей субкультура, которая не является патологическим симптомом прошлого насильственного опыта или следствием трудностей с нормальным сексом. К близким выводам пришли и другие новейшие исследователи, изучавшие меньшие по численности выборки, но зато использовавшие больше психологических тестов (Cross and Matheson 2006; Weinberg 2006).
В связи с международной кампанией за запрет телесных наказаний, которую я в целом горячо поддерживаю, в последние годы на Западе появились исследования, в том числе метаанализы, утверждающие, что склонность к BDSM порождается опытом родительской порки. Такие статистические корреляции действительно существуют, но ещё Фрейд подметил, что подобные фантазии гораздо чаще возникают у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками, причём они могут предшествовать реальному личному опыту.
Наиболее социально значимые и поэтому требующие строгих дефиниций медицинские (болезнь или индивидуальные особенности) и юридические (степень допустимости тех или иных сексуальных действий и признание права на существование соответствующей субкультуры) аспекты этой темы вращаются вокруг трёх осей:
а) способен ли субъект контролировать свои сексуальные желания, может ли он поставить им границы;
б) степень добровольности, соотношение условного (игрового) и реального насилия в сексуальном взаимодействии пары и группы;
в) реальные и потенциальные последствия соответствующих практик.
Всё это требует серьёзных профессиональных научных исследований».
Выходит, каждый приходит к этому своим путём. Московские господа и госпожи, рабы и рабыни прошли опросы «Часкора» на тему их BDSM-жизни.
Верхние
Ольга, 30 лет. Главный бухгалтер. Госпожа. В BDSM 13 лет.
1. Ваша первая практика в BDSM?
В 17 лет. На первом курсе института я привела к себе домой однокурсника, он сначала убрался в моей квартире, потом я его хорошенько отшлёпала, а он валялся в моих ногах и кайфовал — и я вместе с ним.
2. Что для вас значит BDSM?
Это существенная часть моей жизни, я не представляю себя без него.
3. Что вам нравится в доминировании?
Ощущение своей власти над мужчиной.
4. Ваш идеал раба?
Послушный, безропотный, светловолосый, с красивыми ягодицами и взглядом как у щенка.
5. Можете ли вы заниматься обычным (нетематическим) сексом?
Могу, но не хочу. Люблю только «тему».
6. Самый примечательный случай из BDSM?
Я горжусь тем, что из одного «верхнего» сделала «нижнего». Он долго сопротивлялся, но я была настойчивой. И теперь он забыл, что когда-то был господином, теперь он вовсю прислуживает и угождает. Поэтому люди даже в этой сфере могут меняться, кто бы что ни говорил.
Максим, 41 год, бизнесмен. Господин. В BDSM 16 лет.
1. Первая практика в BDSM?
В 25 лет. Девушка, с которой я тогда встречался, попросила меня её связать и заняться с ней сексом. Я сперва не осмеливался, но потом меня это дико возбудило... вот так и вошёл, что называется, во вкус BDSM.
2. Что для вас значит BDSM?
Игра. Возбуждающая и волнительная.
3. Что вам нравится в доминировании?
Сам процесс: нравится видеть, как женщина тебе целиком доверяется, подчиняется полностью. И тут мне лично важно не столько физическое, сколько психологическое доминирование, особая атмосфера, которая ощущается на сессиях.
4. Ваш идеал рабыни?
Наверное, это несколько застенчивая, юная, неопытная девочка, втайне желающая подчинения. Таких порой сложно соблазнить, но сам процесс очень вдохновляет.
5. Можете ли вы заниматься обычным (нетематическим) сексом?
Да, но при условии, что это любимый мной человек. С другими я предпочитаю только BDSM.
6. Самый примечательный случай из BDSM?
Однажды я познакомился с одной девушкой в интернете, она была в «теме». Пригласил её к себе в гости, а она пришла с подругой — это была приятная неожиданность: сразу две рабыни! Обычно все встречи у меня проходят тет-а-тет. Мы устроили BDSM втроём, было очень здорово, до сих пор вспоминаю.
Нижние
Паша, 35 лет, дегустатор. В BDSM 17 лет.
1. Первая практика в BDSM?
Прислуживал в качестве «бытового раба» своей преподавательнице в колледже. Я к ней домой приходил на уроки английского. Мне тогда было лет восемнадцать где-то... Позже наши отношения перешли уровень бытовых... Она и стала моей первой женщиной — и госпожой.
2. Что для вас значит BDSM?
То, без чего я не могу и не умею возбуждаться.
3. Что вам нравится в подчинении?
Сам процесс преклонения перед Женщиной.
4. Ваш идеал госпожи?
Властная, стервозная, черноволосая, с надменным взглядом, от которого сразу хочется дрожать и пасть перед ней на колени.
5. Можете ли вы заниматься обычным (нетематическим) сексом?
Нет, обычный секс меня не возбуждает вообще.
6. Самый примечательный случай из BDSM?
Мне очень запомнилась ситуация, когда я прислуживал одновременно и мужчине, и женщине (госпоже). Тогда состоялся и мой гомосексуальный опыт, хотя до этого я считал себя строго гетеро. Но что же не сделаешь ради моей госпожи... и я даже был ей благодарен за то, что она открыла во мне новые — бисексуальные — возможности...
Саша, 23 года, PR-менеджер. В BDSM 1 год.
1. Первая практика в BDSM?
Я долго искала своего господина-хозяина, я давно хотела попробовать «тему», так как давно обнаружила в себе эти склонности. Нашла подходящего человека по рекомендации знакомых год назад. Очень стеснялась, но всё прошло хорошо, даже мягко: в первый раз мне только приказывали, таскали за волосы, заламывали руки и шлёпали по ягодицам, позже началось уже основательное подчинение.
2. Что для вас значит BDSM?
То, к чему я давно шла, это моя жизнь.
3. Что вам нравится в подчинении?
Возможность отдаться своему «верхнему» беспрекословно, возможность забыть о своих желаниях, а выполнять только его просьбы... А ещё мне нравится, когда меня наказывают: бьют семихвосткой (плетью) или льют горячий воск на голое тело — это очень-очень больно и так же приятно.
4. Ваш идеал господина?
Харизматичный, доминирующий как в сексе, так и в обычной жизни, безжалостный в постели, но заботящийся обо мне после сессий.
5. Можете ли вы заниматься обычным (нетематическим) сексом?
Сложно сказать. Скорее нет, чем да, так как для меня обычный секс несколько скучен...
6. Самый примечательный случай из BDSM?
Один раз в качестве наказания на меня надели ошейник и вывели голую на балкон. Было лето, жарко, балкон был не застеклён, и все люди на меня глазели, а я ничего не могла сделать, так как так захотел мой господин. И вот я стояла голая на балконе, сгорая от стыда, — и вдруг обнаружила, что эта ситуация меня дико возбуждает... Так я открыла в себе ещё и склонность к эксгибиционизму, и теперь, раз я от этого получаю такое удовольствие, господин уже устраивает подобное для меня не в качестве наказания, а в качестве поощрения…
Юлия Садовская,
Лилия Скопинцева
chaskor.ru
Обсудить статью.