Довольно часто на Тематических ресурсах приходится спорить с людьми, которые отказывают в праве на существование тусовкам и субкультурам, основанным на сексуальных девиациях. Мотивами образования таких тусовок обычно называется стремление к приобретению новых сексуальных партнеров, стремление к оргиям, сексуальной распущенности, к рекрутингу новых членов, склонность к эксгибиционизму, эт цетера, эт цетера, эт цетера. Но так ли это на самом деле? А на самом деле все обстоит несколько сложнее…
Во-первых, причины образования субкультуры на основе сексуальной девиации разнообразны и лежат как минимум на двух уровнях – уровне психики и уровне социума. Начнем с психики.
Итак. У любой личности есть множество установок, то есть каких-то знаний о себе. Я - мужчина, я – женщина, я - богатый, я – бедный, я - умный, я - русский, я - бизнесмен, и так далее. Установок этих огромное множество. Установки эти в психике имеют определенный уровень, определенную иерархию. Грубо говоря, "я - мужчина" ближе к основам личности, чем "я - сотрудник компании ХХХ". Сексуальная идентификация также является установкой, и относится к числу самых основных, самых базовых установок.
Далее. Чем важнее установка, тем болезненнее для человека давление на нее. А установка, свидетельствующая о сексуальной девиации, подвергается постоянному негативу со стороны общества. Скрывать базовые установки также некомфортно. Тем более, человек ощущает давление не только на себя персонально (Вася Иванов - гомосексуалист, не общайтесь с ним!), но и на саму установку в принципе (Всех садомазохистов - в психбольницу\тюрьму\и т.п.), что тоже причиняет дискомфорт. В итоге - если человек скрывает свою девиацию, он ощущает дискомфорт от отношения общества к девиации в принципе, и от того, что он вынужден скрывать важную часть своей личности. Если человек не скрывает свою девиацию - он получает негатив от общества уже персонально в свой адрес. Негатив этот не обязательно выражается в крайней форме - физическая расправа, угрозы... Может быть и просто непонимание, недовольство, насмешки, разговоры за спиной... Казалось бы, ничего особенного, но человек все равно этот негатив получает. И он копится, копится, копится...
Далее. Получая негатив и/или скрывая собственную девиацию, человек находится в зоне дискомфорта, даже если он и не осознает этот дискомфорт на сознательном уровне (например, если этот дискомфорт минимален, или в силу каких-то защитных механизмов психики). А психике свойственно стремление к комфорту. И человек, опять-таки, сознательно или бессознательно, будет стремиться решить эту ситуацию, создать вокруг себя зону комфорта – то есть такие условия, в которых ему бы не пришлось скрывать свою девиацию и не получать негатив от окружения. И самым логичным и простым способом является общение с людьми со схожей девиацией. В их обществе человек может не скрывать своих пристрастий, и получает очень важную вещь – одобрение со стороны референтной группы. Вот мы и нашли те главные движущие силы, которые формируют девиантную субкультуру. То есть ее создание обусловлено не чьим-то желанием или стремлением, а объективными факторами. Можно сказать, вышеописанные закономерности собирают девиантов в сообщество даже без их осознанных усилий в данном направлении.
Но этот механизм – не единственный. Можно выделять еще и еще. К примеру, получая в течение длительного периода времени негатив со стороны общества, человек приходит в субкультуру, и получает позитив. И контраст может быть настолько ощутим, что у человека сформируется подсознательное представление о сообществе как о чем-то крайне приятном, безопасном – как о месте, куда следует стремиться. Это тоже фактор, который усиливает желание человека находиться в сообществе.
Далее. Людям с девиантной сексуальностью зачастую не подходят, неудобны общественные нормы, стереотипы, правила поведения, существующие в ванильном обществе. К примеру, фемдомным парам категорически не подходят общепринятые гендерные стереотипы, парам Доминант – сабмиссив не подходят общепринятые нормы общения с партнером, гомосексуальным парам не подходят нормы и стереотипы, описывающие, какой должна быть семья… И в сложившейся субкультуре начинается процесс формирования своих общественных норм, правил поведения и своего этикета. И эти нормы формируются таким образом, чтобы они были максимально удобны для людей с конкретной девиацией. Конечно, общепринятые общественные нормы не смертельны для Тематиков, и даже не так уж сильно неприятны, как правило. Но дискомфорт они все равно тот или иной доставляют. И разница между дискомфортом общественных норм, и комфортом норм субкультуры всегда ощущается, и является тем механизмом, который делает субкультуру привлекательной для девиантов, причем настолько более привлекательной, насколько больше, ощутимей эта разница.
Можно, кстати, по этому поводу сравнить две субкультуры – ЛГБТ и БДСМ. Гомосексуализм и садомазохизм, в терминах академической науки, являются самыми распространенными сексуальными девиациями. К ним склонны около 5-7 и 4 процентов всей популяции соответственно. То есть цифры – одного порядка, по большому счету. Но ЛГБТ субкультура значительно более развита, чем БДСМ. Почему? Да потому, что общепринятые общественные нормы и стереотипы для гомосексуалистов значительно более некомфортны, чем для Тематиков. Потому, что скрывать свою девиацию гомосексуалистам значительно сложнее, чем Тематикам. И потому, что интегрировать себя в общество гомосексуальным парам значительно труднее, чем Тематическим. То есть все вышеописанные механизмы для гомосексуалистов будут значительно более выраженными, что должно было привести к более раннему созданию субкультуры и к ее большей сложности и развитости, что мы, в общем-то, и наблюдаем.
На уровне социума девиантная субкультура также выполняет ряд важных задач. Это, в первую очередь, определенная защита своих членов, определенная социализация своих членов, облегчение поиска партнеров, и воздействие на общепринятые нормы и мораль, с целью сделать их более комфортными. Но уровень социума мне менее интересен, поэтому я его более подробно рассматривать не стану.
Резюмируя. Общие механизмы создания девиантной субкультуры не имеют никакого отношения к этическим нормам и моральным качествам людей, которые в нее входят. Поэтому да, некоторые могут приходить в тусовку, чтобы реализовать свою склонность к промискуитету, сексуальной распущенности и так далее. Но следует понимать, что является главным, а что – наносным, и не приписывать качества отдельных людей субкультуре в целом.
06.02.2009
(с) Freeman
Обсудить статью.