Сабспейс - недавний предмет обсуждения серии почтовых рассылок, которые я модерирую. Некоторые из участников этих рассылок описывали свой опыт сабспейс таким образом, что одна из прочитавших была просто сбита с толку. Эта женщина страдает от различных диссоциативных симптомов, причиной которых послужило крайне жестокое обращение в детстве. Она спросила меня, возможно ли, что она путает сабспейс и диссоциацию?
Это хороший и важный вопрос. Если отвечать на него коротко - то она по сути права, потому как сабспейс действительно является диссоциативным состоянием.
Согласно 4му изданию "Диагностического и статистического руководства по психическим и умственным расстройствам" (ДСР-4), который дает характеристики известных психиатрических и психологических расстройств, синдромов и симптомов, диссоциацией называется "разрыв (разрушение) обычно объединенных функций сознания, памяти, личности или восприятия окружающего мира". Диссоциация может принимать множество форм. Распространенные диссоциативные случаи включают в себя следущие варианты:
Чувство непонимания (ощущение себя или жизненной ситуации нереальными) или чувство разобщенности с окружающим миром.
Диссоциативную амнезию (отделение части воспоминаний от имеющихся).
Изоляцию от аффекта (отделение своих ощущений от осознания).
Воспоминания (когда человек становится настолько погруженным в травмирующие воспоминания, что отделяется от осознания настоящего времени, или, другими словами, от нормального чувства времени).

Более серьезные диссоциативные проявления наблюдаются при диссоциативном личностном расстройстве (также называемом раздвоением личности), когда человек ощущает себя состоящим из множества личностей, каждая из которых в некоторой степени независима от других.
По сути, диссоциация включает измененное состояние самосознания, при котором человек не сознает, какими должны быть определенные вещи (окружающий мир, чьи-то чувства или воспоминания, неразрывность идентификации). Диссоциация и гипнотические состояния - тесно связаны и делят одни и те же основные неврологические процессы.
Сабспейс также является измененным состоянием сознания, которое разнится от человека к человеку, и нахождение в котором до крайности сильно изменяет осознание. Некоторые бывают поглощены ощущениями до такой степени, что перестают обращать внимание на что либо ещё (окружающий мир, люди, время); другие - полностью изолируются, достигая трансового состояния, в котором они более не осознают свои действия, события или окружение. Из этих случаев ясно, что сабспейс может считаться видом диссоциативного состояния. Однако, по крайней мере здесь природа изменения сознания отлична от диссоциаций, связанных с травмами.
Травматическая диссоциация является защитной реакцией, при которой человек изолируется или отстраняется. Она начинается как реакция на невыносимые события, но может стать привычной и происходит в ответ на раздражитель (то есть, импульс, побуждение), который напоминает что-то или символизирует прошлые травмировавшие события. Обычно после подобных состояний человек нехорошо плохо себя чувствует или может не ощущать ничего вообще. Часто после он не помнит сам импульс, и, таким образом, не имеет понятия о том, что именно привело к такому состоянию.
Сабспейс является диссоциативной реакцией, которая является большим, нежели просто ответом на сильное стимулирование (возбуждение), и частично относится к биохимическим изменениям (например, высвобождение эндорфина), вызванным физическим и эмоциональным воздействием во время . Обычно ощущаются некоторые физические пост-эффекты, которые как правило не считаются неприятными, и эмоциональный эффект, который, как правило, нейтрален / приносит удовольствие. Кроме того, человек в общем осознает, как он оказался тут и что происходило что-то важное, хотя может быть не в состоянии вспомнить детали и в целом помнит немногое из того, что было, пока он находился в сабспейс.
Некоторые жертвы жестокого обращения имеют смешанные реакции, которые могут включать элементы обоих состояний, или неконтролируемые переходы из состояния сабспейс к состоянию травматическому. Жертвам травмы и их доминантам нужно быть очень осторожными, чтобы не подвергать психику саба импульсному явлению, во время того, как они только подходят к сабспейс или находятся в нем. Так как оба состояния являются измененными, очень легко перейти грань от сабспейс (всё в порядке) к воспоминаниям (всё не в порядке). Иногда это случается спонтанно среди жертв жестокого обращения по той же самой схеме, по которой их посещают ночные кошмары, связанные с травмой, или спонтанные (без импульса) воспоминания. Это может стать результатом сопротивления сабы-жертвы жестокого обращения вхождению в сабспейс.
Как можно попытаться избежать этих переключений с позитивного, желаемого психического состояния к крайне пугающему? Во-первых, доверительная связь между сабом и доминантом в данном случае важнее, чем обычно - саб менее склонен к переключению на сферу травмы в том случае, если он чувствует себя в безопасности и защищенным. Во-вторых, знание триггеров саба-жертвы и истории травмы со стороны обоих участников может помочь Топу случайно не воспроизвести стимул. В-третьих, путем осторожной и терпеливой работы можно уменьшить или перестроить реакцию на стимулирующее явление. Это не легкая задача, и, насколько это возможно, лучше просто избегать триггеров.
В заключение, хотелось бы заметить, что я не нахожусь среди тех, кто верит, что садо-мазо или ДС ориентации являются стандартным результатом или в коей-либо мере относятся к пост-травмптическому состоянию. Фактически, я не знаю каких-либо свидетельств, что люди, придерживающиеся БДСМ Лайфстайл, имеют более высокие показатели травмы, чем люди основной популяции. Я просто уверен, что травма во всех формах (жестокое обращение с ребенком, инцест, изнасилование) имеет много общего, и, к сожалению, значительная часть населения имеет такой опыт. Из тех, кто был травмирован, значительно число имеет проблемы с возвратом в прошлое и диссоциативными симптомами. Таким образом, я считаю очень важным для каждого, вовлеченного в БДСМ Лайфстайл, быть ознакомленным с этими фактами.

© Master Yves

Обсудить статью.